Семь чудес света
Последнее из классических чудес, так или иначе связанных с
именем Александра Македонского,- Александрийский маяк.
Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила,
на месте Египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи
эллинизма, сооруженных по единому плану. В Александрии стоял саркофаг Александра
Великого, здесь же находился мусейон - обиталище муз, центр искусств и науки.
Так вот и прокладывается этимологическая ниточка от муз к современному слову
“музей”. Мусейон - сразу и академия наук, и общежитие для ученых, и технический
центр, и школа, и величайшая в мире библиотека, в которой было до полумиллиона
свитков. Страстный книжник и тщеславный человек, царь Птоломей II страдал оттого,
что в библиотеке не было некоторых уникальных рукописей греческих драматургов.
Он направил посольство в Афины, чтобы афиняне одолжили свитки на время, скопировать.
Спесивые Афины потребовали баснословный залог - 15 талантов, почти полтонны
серебра. Птоломей принял вызов. Серебро было доставлено в Афины, и пришлось
скрепя сердце выполнять договор. Но Птоломей не простил такого недоверия его
библиофильским наклонностям и его честному слову. Он оставил залог афинянам,
а рукописи - себе.
Гавань Александрии, пожалуй самая деловитая и оживленная во всем мире, была
неудобной. Нил несет массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются
умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк
на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до нашей эры остров
соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам.
Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым техническим
центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный
флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков. Маяк получился в виде
трехэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный “соперник” египетским
пирамидам). В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый
шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую
восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой,
обнесенной колоннами башне, вечно горел громадный костер, отражавшийся сложной
системой зеркал . Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице,
такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки,
запряженные ослами.
Маяк был и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его
вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался
к городу.
На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера,
астрономические приборы, часы.
Маяк был настолько великолепен, что Сострат Книдский, страшась забвения, пошел
на рискованное нарушение указов Птоломеев. В основании маяка он высек надпись:
“Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей”.
Надпись он прикрыл слоем штукатурки, на которой было вырезано имя Птоломея
Сотера. Сострат не надеялся дожить до того времени, когда осыплется штукатурка,
да и не в его интересах было узнать реакцию правителя на этот поступок. Но
в будущем...
Надпись Сострата видели римские путешественники. В то время маяк еще функционировал.
С падением римской империи он перестал светить, обвалилась обветшавшая за столетия
верхняя башня, но долго еще стояли стены нижнего этажа, которые разрушились
от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую
крепость и в ней существуют поныне.
Реконструкции Александрийского маяка немного похожи на нью-йоркский небоскреб
Эмапайр Стейтс Билдинг.